Проверка обеспеченности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями в рамках реализации государственной программы Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики
Информация о контрольном мероприятии (КМ)
Наименование КМ: «Проверка обеспеченности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями в рамках реализации государственной программы Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики».
Основание для проведения КМ: пункт 3.1 Плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Псковской области на 2022год (включен в план на основании обращения Следственного управления Следственного комитета по Псковской области от 26.11.2021года № 216-7670-2021года), приказ Счетной палаты области от 14.01.2022 года №10 од.
Объекты контроля: Комитет по социальной защите Псковской области; органы местного самоуправления муниципальных образований «Город Великие Луки» и «Великолукский район».
Проверяемый период: 2021 год.
Предмет контрольного мероприятия:
Соблюдение исполнительными органами Псковской области (исполнительными органами местного самоуправления) федерального законодательства (регионального) законодательства о государственных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Результаты КМ :
1. Нормативно-правовая база, обеспечивающая организацию деятельности в сфере дополнительных государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот при обеспечении их жилыми помещениями в Псковской области, сформирована.
При этом, в целях повышения качества организации работы по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа необходима актуализация и совершенствование отдельных региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих организацию деятельности в сфере дополнительных государственных гарантий по социальной поддержке детей-сирот при обеспечении их жилыми помещениями в Псковской области.
2. Нормативный акт, устанавливающий порядок взаимодействия Комитета по социальной защите области с территориальными подразделениями в целях формирования Списка детей-сирот, не утвержден, что не позволяет провести оценку взаимодействия Комитета с его территориальными подразделениями при формировании Списка детей-сирот и своевременности предоставления документов территориальными подразделениями в жилищную комиссию.
3. Фактическая потребность в средствах на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на 2021 год составляет 2375,75 млн. рублей
Уточненный объем доведенных до Комитета по социальной защите на 2021 год бюджетных ассигнований на реализацию государственных полномочий составил – 205,5 млн. рублей, исполнено – 204,2 млн. рублей (99,4%), из них: 187,2 млн. рублей на приобретение жилых помещений; 17,0 млн. рублей на предоставление лицам из числа детей-сирот жилищных сертификатов.
Реальная потребность в средствах выше утвержденной на 2021 год и рассчитанной исходя из утвержденной на 2021 год средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения для районов области в 7-8 раз, для городских округов в 12-14 раз.
4. В 2021 году муниципальными заказчиками заключены 162 контракта на общую сумму 187,2 млн. рублей на приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот.
Как показала проверка, общий объем средств, рассчитанный исходя из утвержденной средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилых помещений, утвержденного приказом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, не обеспечивает реальную потребность муниципальных образований в средствах на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
Кроме того, отсутствие достаточного количества недвижимости на первичном рынке жилья в области, соответствующего требованиям приобретаемого жилья для данной категории лиц, отсутствие достаточного числа благоустроенных квартир на вторичном рынке жилья создает определенные трудности при осуществлении муниципальной закупки жилья.
5. В рамках контрольного мероприятия проведена проверка выполнения переданных полномочий муниципальными образованиями «Город Великие Луки» и «Великолукский район», в ходе которой установлены следующие нарушения и недостатки.
5.1 Численность детей-сирот в муниципальном образовании «Великолукский район», подлежащих обеспечению жильем по состоянию на 01.01.2021 года, составляет 84 человека. До Администрации Великолукского района 25.01.2021 года доведена выписка из Списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2021 году, в количестве 5 человек, что составляет 6% от общего количества лиц, подлежащих обеспечению жильем в районе в 2021 году.
Средняя цена жилого помещения в черте г. Великие Луки по состоянию на 26.07.2021 года составила 1307 тыс. рублей, при этом доведенный на 2021 год лимит на приобретение жилья составил 1055 тыс. рублей. В результате в 2021 году приобретены 3 квартиры, права 2 детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2021 году, муниципальным образованием не реализованы.
Таким образом, доля детей-сирот, обеспеченных в муниципальном образовании в 2021 году жилыми помещениями, составляет 3,6% от общего числа лиц, подлежащих обеспечению жильем в 2021 году. Право на получение жилья не реализовали 96,4 % детей-сирот, состоящих в Списке детей-сирот, которые должны были быть обеспечены в 2021 году (84 человек).
5.2. Численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по состоянию на 01.01.2021 года в муниципальном образовании «Город Великие Луки», составляет – 89 человек. До Администрации города Великие Луки 27.01.2021 года доведена выписка из Списка детей-сирот, согласно которой в 2021 году подлежат обеспечению жилыми помещениями 47 человек, что составляет 52,8% от общего количества лиц, подлежащих обеспечению жильем в 2021 году.
В первом полугодии 2021 года Администрацией г. Великие Луки проведены 173 аукциона, которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них. Причиной отсутствия заявок является низкая стоимость 1 кв. метра жилья, установленная для муниципального образования.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки в июле - декабре 2021 года заключены муниципальные контракты на общую сумму 70,0 млн. рублей на покупку 43 жилых помещений для детей-сирот на первичном (вторичном) рынках жилья, из них девять муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию - 1 квартал 2022 года.
6. Лица, включенные в Список детей - сирот, достигшие возраста 25 лет, имеют право на однократное предоставление за счет областного бюджета социальной выплаты. Право на предоставление социальной выплаты удостоверяется жилищным сертификатом, срок действия которого составляет шесть месяцев со дня его выдачи.
В 2021 году Комитетом по социальной защите предложено воспользоваться правом получения социальной выплаты 181 человеку, что составляет 68,3% от общего количества лиц в Списке детей-сирот, достигших возраста 25 лет на 01.03.2021 года.
Согласились на получение социальной выплаты 26 человек или 14,4%; отказались (не дали своё согласие или не уведомили о своем согласии орган опеки и попечительства) - 130 человек или 71,8%; не соответствуют условиям предоставления социальной выплаты - 25 человек или 13,8%.
По результатам рассмотрения заявлений из 26 заявителей 19 человек соответствуют условиям получения социальной выплаты.
В 2021 году оформлены и выданы 19 жилищных сертификатов на 18,3 млн. рублей, что составляет 27,5% от общего количества сертификатов, которые могли быть выданы в 2021 году. При определении размера социальной выплаты в 2021 году учитывалась средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей жилой площади, действующая на день предоставления выплаты.
В ходе проведенного анализа установлено, что основными причинами отказа лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от получения социальной выплаты в 2021 году являются: недостаточность выделяемых по жилищному сертификату средств для приобретения жилого помещения на территории Псковской области в связи с его высокой рыночной стоимостью, а также отсутствие возможности приобретения жилья данной категорией граждан, в том числе с использованием собственных и заёмных средств.
Информация о принятых решениях по выявленным нарушениям в результате проведения контрольного мероприятия:
По результатам проверки Счетной палатой области направлены представления об устранении нарушений, отраженных в актах проверки, и привлечения к ответственности должностных лиц их допустивших, а именно: председателю Комитета по социальной защите Псковской области О.М. Евстигнеевой; Главе Администрации города Великие Луки А.Г. Беляеву; Главе Великолукского района А.Г. Кузьмину.
Губернатору области, Председателю Псковского областного Собрания депутатов направлена информация о результатах проверки.
Материалы проверки направлены в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Псковской области.
Информация объектов контроля о принятых решениях и мерах по внесенным представлениям (предписаниям), а также о принятых решениях правоохранительными и иными органами по выявленным нарушениям в результате проведения контрольного мероприятия.
По вынесенным представлениям Счетной палаты от объектов контроля, Правительства Псковской области, поступили информации, в которых сообщается, что принимаются все возможные меры по защите прав детей-сирот и лиц из их числа:
- приказом Комитета по социальной защите области, утвержден Порядок взаимодействия органа опеки и попечительства с территориальными подразделениями в целях формирования списка детей сирот и лиц из их числа;
- главному распорядителю бюджетных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в 2022году - Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области направлено письмо для рассмотрения вопроса о внесении изменений в методику расчета объема субвенций для муниципальных образований;
- в 2022 году к первоначально установленным лимитам на приобретение жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа дополнительно выделено 47,1 млн. рублей;
- предложения по совершенствования порядка представления социальной выплаты вступили в силу с 01.01.2022года;
- вопрос о недостаточности выделяемых средств на приобретение жилого помещения посредством социальной выплаты будет решен после вступления в силу изменений федерального законодательства, проектом которого планируется установить методику расчета сертификата;
- администрациями города Великие Луки и Великолукского района принимаются все возможные меры по защите прав детей-сирот и лиц из их числа; ответственным за реализацию мероприятий должностным лицам указано на необходимость усиления контроля и недопущение подобных нарушений впредь.