ОТЧЕТ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации национальных (региональных) проектов» за первое полугодие 2023 года
ОТЧЕТ
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Мониторинг реализации национальных (региональных) проектов»
за первое полугодие 2023 года
1. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 3 плана работы Счетной палаты Псковской области на 2023 год.
2. Предмет экспертно-аналитического мероприятия: исполнение областного бюджета по расходам на реализацию национальных (региональных) проектов.
3. Цель (цели) экспертно-аналитического мероприятия: анализ исполнения расходов на региональные проекты.
4. Объект (объекты) экспертно-аналитического мероприятия:
Комитет по финансам Псковской области, исполнительные органы области - получатели бюджетных средств на реализацию региональных проектов.
5. Исследуемый период: первое полугодие 2023 года
6. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: с 22.08.2023 г. по 24.08.2023 г.
7. Результаты экспертно-аналитического мероприятия: проведён анализ исполнения областного бюджета по расходам на реализацию региональных проектов за первое полугодие 2023 года на основании сведений, размещенных в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», а также информации, предоставленной Комитетом по финансам Псковской области. По результатам анализа подготовлено заключение.
8. Выводы:
Законом Псковской области от 29.12.2022 № 2318-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год утверждены расходы на реализацию 11 национальных проектов. По данным сводной бюджетной росписи по состоянию на 01.04.2023 года бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию 11 национальных проектов, в том числе 35 региональных проектов (далее - РП) в сумме 12834,9 млн. рублей, что составляет 23,1 процента от общей суммы расходов областного бюджета (55538,2 млн. рублей).
По сравнению с началом 2023 года общий объем запланированных расходов на реализацию национальных проектов увеличился на 2373,9 млн рублей или на 19,1 процента. Увеличены расходы на национальные проекты «Здравоохранение» на сумму 229,7 млн рублей, «Демография» - на сумму 45,3 млн рублей, «Жилье и городская среда» - на сумму 83,1 млн рублей, «Экология» - на сумму 1774,1 млн рублей, «Безопасные качественные автомобильные дороги» - на сумму 173,2 млн рублей, «Культура» - на сумму 4,9 млн рублей, «Туризм и индустрия гостеприимства» - на сумму 258,2 млн рублей и уменьшены расходы на национальный проект «Образование» на сумму 195,1 млн рублей. .
Финансовое обеспечение региональных проектов за счет средств федерального бюджета запланировано в сумме 11149,2 млн рублей, областного бюджета в сумме 3653,2 млн рублей.
Не предусмотрены федеральные средства на реализацию четырех региональных проектов, их реализация запланирована за счет средств областного бюджета:
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в сумме 52,5 млн рублей,
«Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в сумме 140,1 млн рублей,
«Безопасность дорожного движения» в сумме 0,5 млн рублей,
«Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятии» в сумме 0,4 млн рублей.
По состоянию на 01.07.2023 года кассовое исполнение по расходам на реализацию национальных проектов составило 5206,7 млн рублей или 35,2 процента от утвержденных назначений (14802,4 млн рублей). Кассовое исполнение по расходам на национальные проекты за аналогичный период прошлого года на 01.07.2022 года составляло 3515,7 млн рублей или 27,8 процента.
Финансирование двух национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Производительность труда и поддержка занятости» в первом полугодии 2023 года не осуществлялось.
В реализации национальных проектов в 2023 году принимают участие 14 главных распорядителей бюджетных средств.
В первом полугодии 2023 года расходование бюджетных средств на реализацию региональных проектов не осуществлялось следующими ГРБС:
Правительством Псковской области,
Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области.
Ниже среднего уровня (35,2 процента) исполнены расходы на реализацию региональных проектов Комитетом по образованию Псковской области 29,8 процентов, Комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области - 16,4 процента, Комитетом по спорту Псковской области - 2,5 процента, Комитетом по труду и занятости Псковской области - 29,7 процента.
По данным Отчета о бюджетных обязательствах (ф.0503128-НП), представленным Комитетом по финансам Псковской области в составе бюджетной отчетности за первое полугодие 2023 года, при утвержденных на 2023 год бюджетных ассигнованиях на реализацию национальных проектов в сумме 14802,4 млн рублей, в первом полугодии принято бюджетных обязательств на сумму 12936,2 млн рублей или 87,4 процента.
По результатам анализа «Сведений о помесячном исполнении бюджета субъекта в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации регионального проекта в 2023 году» (далее- План помесячного исполнения бюджета), размещенных в составе отчетов об исполнении региональных проектов в ГИИС «Электронный бюджет», установлено следующее.
По состоянию на 30 июня 2023 года произведены расходы, не запланированные в первом полугодии 2023 года, т.е. не включенные в утвержденный План помесячного исполнения бюджета субъекта, например:
«Обеспечена поддержка реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры, в форме межбюджетных трансфертов (пляжи и национальные туристские маршруты) при плане 0 рублей исполнено 107,3 млн рублей» (РП «Развитие туристической инфраструктуры»),
«Создание условий для привлечения работодателями необходимых трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации» при плане 0 рублей исполнено 1,4 млн рублей (РП «Содействие занятости»),
«Снижение напряжённости на рынке труда» при плане 0 рублей исполнено 27,2 млн рублей (РП «Содействие занятости»),
«Обеспечена профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении» при плане 0 рублей исполнено 38 млн рублей (РП «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»),
«Переоснащены/дооснащены медицинским оборудованием региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения» при плане 0 рублей исполнено 23 млн рублей (РП «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»).
При этом не исполнены расходы, запланированные на достижение следующих результатов:
«Осуществлены мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них» при плане 1053,3 млн рублей исполнено 1038,8 млн рублей (РП «Дорожная сеть»),
«Поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)» при плане 10,2 млн рублей исполнено 0 рублей (РП «Спорт - норма жизни»),
«В спортивные школы олимпийского резерва поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь» при плане 2,2 млн рублей исполнено 0 рублей (РП «Спорт - норма жизни»),
«В государственных и муниципальных общеобразовательных организациях проведены мероприятия по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» при плане 7,3 млн рублей исполнено 0 рублей (РП «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»),
«В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей» при плане 88,5 млн рублей исполнено 20,1 млн рублей (РП «Современная школа»),
«Создано новых мест в общеобразовательных организациях» при плане 80 млн рублей исполнено 6,2 млн рублей (РП «Современная школа»),
«Завершено строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными программами» при плане 65,1 млн рублей исполнено 38,8 млн рублей (РП «Чистая вода»). Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области бюджетные обязательства приняты в размере произведенных кассовых расходов на сумму 38,8 млн рублей или 10,8 процента от доведенных на 2023 год лимитов бюджетных обязательств в сумме 359,6 млн рублей (ф.0503128-НП (графа 7), что свидетельствует о нарушении правил ведения бюджетного учета принятых бюджетных обязательств при наличии заключенных соглашений на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений местным бюджетам.
В первом полугодии 2023 года не осуществлялось финансирование региональных проектов «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных объектов», «Безопасность дорожного движения», «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятии». Согласно Плану помесячного исполнения бюджета расходы на реализацию указанных РП запланированы на июль-декабрь 2023 года.
Следует обратить внимание, что Планом помесячного исполнения бюджета по РП «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России») расходы на «Реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых"» утверждены в сумме 197,3 млн рублей и не исполнены. Согласно ф. 0503128-НП по состоянию на 30.06.2023 года бюджетные обязательства по РП приняты только в сумме 20,3 млн рублей Комитетом по культуре области. Бюджетные обязательства другими участниками реализации РП не принимались (Правительство области, Комитет по образованию области, Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике области, Комитет по труду и занятости области), следовательно государственные контракты и (или) соглашения на предоставление субсидий на реализацию РП не заключены, что не позволит выполнить утвержденный План помесячного исполнения бюджета.
Установлены факты несоответствия плановых и фактических показателей исполнения бюджета, в отчетах, размещенных в Реестре отчетов о ходе реализации региональных проектов в подсистеме управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет», показателям, отраженным в отчете об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2023 года (ф.0503117), по следующим региональным проектам:
РП «Современная школа» план в сумме 1574,6 млн рублей, исполнено в сумме 476,4 млн рублей, при этом по данным отчета об исполнении областного бюджета утверждено в сумме 1574,6 млн рублей, исполнено в сумме 527,8 млн рублей;
РП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» план в сумме 37,4 млн рублей, исполнено в сумме 13,2 млн рублей, по данным отчета об исполнении областного бюджета утверждено 1837,3 млн рублей, исполнено в сумме 1813,2 млн рублей, что свидетельствует о ненадлежащем контроле за достоверностью и корректностью показателей отчетов, размещаемых в ГИИС «Электронный бюджет».
9. Предложения (рекомендации):
Направить информацию о результатах мониторинга реализации региональных проектов за первое полугодие 2023 года председателю Псковского областного Собрания депутатов и Губернатору Псковской области.