ОТЧЕТ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации национальных (региональных) проектов» за первый квартал 2023 года
ОТЧЕТ
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Мониторинг реализации национальных (региональных) проектов»
за первый квартал 2023 года
1. Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 3 плана работы Счетной палаты Псковской области на 2023 год.
2. Предмет экспертно-аналитического мероприятия: исполнение областного бюджета по расходам на реализацию национальных (региональных) проектов.
3. Цель (цели) экспертно-аналитического мероприятия: анализ исполнения расходов на региональные проекты.
4. Объект (объекты) экспертно-аналитического мероприятия:
Комитет по финансам Псковской области, исполнительные органы области - получатели бюджетных средств на реализацию региональных проектов.
5. Исследуемый период: первый квартал 2023 года
6. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: с 01.06.2023 г. по 08.06.2023 г.
7. Результаты экспертно-аналитического мероприятия: проведён анализ исполнения областного бюджета по расходам на реализацию региональных проектов за первый квартал 2023 года на основании сведений, размещенных в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», а также информации, предоставленной Комитетом по финансам Псковской области. По результатам анализа подготовлено заключение.
8. Выводы:
Законом Псковской области от 29.12.2022 № 2318-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 год утверждены расходы на реализацию 11 национальных проектов. По данным сводной бюджетной росписи по состоянию на 01.04.2023 года бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию 11 национальных проектов, в том числе 35 региональных проектов (далее - РП) в сумме 12834,9 млн. рублей, что составляет 23,1 процента от общей суммы расходов областного бюджета (55538,2 млн. рублей).
По сравнению с началом 2023 года общий объем запланированных расходов на реализацию национальных проектов увеличился на 406,4 млн. рублей или на 3,3 процента. Увеличены расходы на национальные проекты «Здравоохранение» на сумму 343,6 млн. рублей, «Демография» - на сумму 66 млн. рублей, «Жилье и городская среда» - на сумму 80,8 млн. рублей, «Культура» - на сумму 5 млн. рублей и уменьшены расходы на национальные проекты «Безопасные качественные автомобильные дороги» на сумму 73,2 млн. рублей, «Образование» - на сумму 15,8 млн. рублей.
В 2023 году запланированы бюджетные ассигнования на реализацию в Псковской области новых региональных проектов «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в сумме 27,2 млн. рублей, «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» в сумме 197,3 млн. рублей и «Повышение доступности туристических продуктов» в сумме 0,2 млн. рублей.
В первом квартале 2023 год не предусмотрены ассигнования на реализацию региональных проектов:
«Информационная инфраструктура» (в первом квартале 2022 года предусмотрены в сумме 31,8 млн. рублей),
«Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (в первом квартале 2022 года предусмотрены в сумме 77,9 млн. рублей),
«Социальная активность» (в первом квартале 2022 года предусмотрены в сумме 8,8 млн. рублей).
По данным паспортов указанных региональных проектов, размещенных в ГИИС «Электронный бюджет», окончание срока реализации проектов установлено по декабрь 2024 года.
Финансовое обеспечение региональных проектов за счет средств федерального бюджета запланировано в сумме 9475,2 млн. рублей, областного бюджета в сумме 3359,7 млн. рублей.
Не предусмотрены федеральные средства на реализацию семи региональных проектов, их реализация запланирована за счет средств областного бюджета:
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в сумме 52,5 млн. рублей,
«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» в сумме 63,2 млн. рублей,
«Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в сумме 246 млн. рублей,
«Безопасность дорожного движения» в сумме 0,5 млн. рублей,
«Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятии» в сумме 0,4 млн. рублей,
«Развитие туристической инфраструктуры» в сумме 1,1 млн. рублей,
«Повышение доступности туристических продуктов» в сумме 0,2 млн. рублей.
По состоянию на 01.04.2023 года кассовое исполнение по расходам на реализацию национальных проектов составило 1257 млн. рублей или 9,8 процента от утвержденных назначений (12834,9 млн. рублей). Кассовое исполнение по расходам на национальные проекты за аналогичный период прошлого года на 01.04.2022 года составляло 1029,1 млн. рублей или 8,1 процента.
Финансирование трех национальных проектов: «Международная кооперация и экспорт», «Производительность труда и поддержка занятости», «Туризм и индустрия гостеприимства» в первом квартале 2023 года не осуществлялось.
В реализации национальных проектов в 2023 году принимают участие 14 главных распорядителей бюджетных средств.
Исполнение выше среднего (9,8 процента) сложилось по Комитету по образованию Псковской области 17 процентов, Комитету по социальной защите Псковской области 25,4 процента и по Комитету по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области 60 процентов к уточненным назначениям.
В первом квартале 2023 года расходование бюджетных средств на реализацию региональных проектов не осуществлялось следующими ГРБС:
Правительством Псковской области,
Комитет по спорту Псковской области,
Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области,
Комитет по туризму Псковской области.
По данным Отчета о бюджетных обязательствах (ф.0503128-НП), представленным Комитетом по финансам Псковской области в составе бюджетной отчетности за первый квартал 2023 года, при утвержденных на 2023 год бюджетных ассигнованиях на реализацию национальных проектов в сумме 12834,9 млн. рублей, в первом квартале принято бюджетных обязательств на сумму 9571 млн. рублей или 74,6 процентов.
Следует отметить, что Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области бюджетные обязательства по данным ф.0503128-НП (графа 7) приняты в размере произведенных кассовых расходов на сумму 76,6 млн. рублей или 4,7 процента от доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 1621,4 млн. рублей.
Кроме того, по данным ГИИС «Электронный бюджет» Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области заключены соглашения о предоставлении в 2023 году иного межбюджетного трансферта на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды бюджету Печорского района на сумму 70 млн. рублей (соглашение от 02.02.2023 года № 58640000-1-2023-011) и бюджету Пушкиногорского района на сумму 80 млн рублей (соглашение от 03.03.2023 года № 58651000-1-2023-004) за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету по коду 831 0503 19 1 F2 54240 540. При этом, в ф.0503128-НП по указанному коду бюджетные обязательства не приняты, что свидетельствует о несоблюдении Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству области порядка учета бюджетных обязательств.
По результатам анализа «Сведений о помесячном исполнении бюджета субъекта в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации регионального проекта в 2023 году», размещенных в составе отчетов об исполнении региональных проектов в ГИИС «Электронный бюджет», установлено, что расходование бюджетных средств на реализацию региональных проектов в основном запланировано на июль- декабрь. Так, например, в сведениях о помесячном исполнении бюджета расходы на национальный проект «Здравоохранение» при утвержденных годовых ассигнованиях в сумме 1135,8 млн. рублей запланированы на июль - декабрь в сумме 840 млн. рублей или 74 процента от годовых назначений, на национальный проект «Демография» при утвержденных годовых ассигнованиях в сумме 1134,1 млн. рублей расходы запланированы на декабрь в сумме 1118,1 млн. рублей или 98,6 процента от годовых назначений.
Формирование помесячных планов исполнения бюджета с учетом расходования средств во втором полугодии 2023 года отразилось на выполнении помесячных планов расходования бюджетных средств на достижение установленных результатов региональных проектов за первый квартал 2023 года.
По состоянию на 31 марта 2023 года произведены расходы, не запланированные в первом квартале 2023 года, т.е. не включенные в утвержденный План помесячного исполнения бюджета субъекта в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации регионального проекта в 2023 году, например:
«Обеспечена профилактика развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении» при плане 0 рублей исполнено 19,1 млн. рублей (РП «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»),
«Обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей» (ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет) при плане 0 рублей исполнено 140,7 млн. рублей (РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей»),
«Технически оснащены муниципальные музеи» при плане 0 рублей исполнено 8,2 млн. рублей (РП «Культурная среда»),
«Построены (реконструированы) и (или) капитально отремонтированы культурно-досуговые учреждения в сельской местности» при плане 1,5 млн. рублей исполнено 6,4 млн. рублей (РП «Культурная среда»),
«Реализованы мероприятия по модернизации инфраструктуры общего образования» при плане 0 рублей исполнено 102,3 млн. рублей (РП «Современная школа»),
«Создано новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства» при плане 171,6 млн. рублей исполнено 229,1 млн. рублей (РП ««Современная школа»),
«Разработана проектно-сметная документация по строительству объекта обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов на территории Псковской области» при плане 0 рублей исполнено 6,6 млн. рублей (РП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»).
Анализ исполнения расходов, направленных на достижение установленных результатов региональных проектов, показал, что план по расходам за первый квартал 2023 года выполнен или перевыполнен, за исключением неисполненных расходов, направленных на достижение следующих результатов:
- «Осуществлены мероприятия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них» при плане 523,6 млн. рублей исполнено 284,5 млн. рублей (РП «Дорожная сеть»),
- «Увеличение количества стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при плане 25,2 млн. рублей исполнено 18 млн. рублей (РП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»),
- «Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» при плане 70 млн. рублей исполнено 0 рублей (РП «Формирование комфортной городской среды»),
- «Выполнено вылетов санитарной авиации дополнительно к вылетам, осуществляемым за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации» при плане 3 млн. рублей исполнено 1,8 млн. рублей (РП «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»).
Установлены факты несоответствия плановых и фактических показателей, включенных в раздел 6 «Сведения о помесячном исполнении бюджета субъекта в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации регионального проекта в 2023 году» по следующим региональным проектам:
- РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» план в сумме 515,6 млн. рублей, факт в сумме 140,7 млн. рублей, при этом по данным отчета об исполнении областного бюджета на реализацию РП «Финансовая поддержка семей при рождении детей» утверждено в сумме 911 млн. рублей, исполнено в сумме 231,7 млн. рублей;
- РП «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» плановые значения в сумме 820,7 млн. рублей не соответствуют утвержденным показателям сводной бюджетной росписи по расходам в сумме 831 млн. рублей.
9. Предложения (рекомендации):
Направить информацию о результатах мониторинга реализации региональных проектов за первый квартал 2023 года председателю Псковского областного Собрания депутатов и Губернатору Псковской области.