Экспертно-аналитические мероприятия в сентябре 2019 года
В соответствии со статьей 9, статьей 13 Закона Псковской области от 16.10.2006 года № 583 «О Счетной палате Псковской области» проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения областного бюджета за первое полугодие 2019 года».
Анализ исполнения областного бюджета проведён на основании бюджетной отчётности об исполнении областного бюджета по состоянию на 1 июля 2019 года, а также на основании документов и материалов, предоставленных Комитетом по финансам Псковской области и Комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Областной бюджет на 1 июля 2019 года исполнен с дефицитом в сумме 428,5 млн. рублей. Размер дефицита областного бюджета составил 4,8 процента к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, что не превышает ограничение дефицита бюджета, установленное пунктом 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации (15 процентов).
Плановые показатели по доходам в отчете об исполнении областного бюджета в сумме 32412,5 млн. рублей соответствуют показателям Закона Псковской области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции от 08.02.2019 года (далее – закон о бюджете) и кассовому плану.
Поступление доходов на 01.07.2019 года составило 43,9 процента к годовому плану, 108,4 процента к уровню первого полугодия 2018 года.
В структуре доходов областного бюджета налоговые и неналоговые доходы составили 62,4 процента, безвозмездные поступления – 37,6 процента. В структуре налоговых и неналоговых доходов налоговые поступления составили 96,0 процента, неналоговые поступления – 4,0 процента. Поступления доходов в областной бюджет к уровню первого полугодия 2018 года увеличились на 1106,3 млн. рублей (8,4 процента), из них налоговые и неналоговые доходы за первое полугодие 2019 года увеличились на 10,9 процентов, безвозмездные поступления увеличились на 4,6 процентов.
По сравнению с соответствующим периодом 2018 года отмечается увеличение налоговых поступлений на 11,0 процентов в основном за счет увеличения поступлений: налога на прибыль организаций - на 3,2 процента, НДФЛ - на 9,7 процентов, акцизов - на 22,8 процента, налога на совокупный доход - на 15,0 процентов, налога на имущество организаций – на 7,7 процентов.
Поступление неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 7,2 процента в основном за счет увеличения поступлений доходов от использования имущества (на 11,0 процентов) и платежей при пользовании природными ресурсами (на 12,9 процентов).
Безвозмездные поступления в первом полугодии 2019 года составили 5354,2 млн. рублей (38,1 процента от годового плана, 104,6 процента к соответствующему периоду 2018 года), в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 5280,4 млн. рублей (37,5 процента от годового плана, 102,9 процента к соответствующему периоду 2018 года).
Показатели кассового плана по доходам областного бюджета исполнены на 93,5 процента, в том числе: по налоговым и неналоговым доходам на 97,8 процентов.
Плановые показатели по расходам в отчете об исполнении бюджета составили 36097,4 млн. рублей.
Расходы областного бюджета на 1 июля 2019 года исполнены в сумме 14655,9 млн. рублей или на 40,6 процентов к уточнённому плану.
Исполнение ниже среднего (40,6 процента) сложилось по шести разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (39,0 процентов), «Средства массовой информации» (32,9 процентов), «Охрана окружающей среды» (31,2 процента), «Культура и кинематография» (27,0 процентов), «Национальная экономика» (24,0 процента), «Физическая культура и спорт» (10,0 процентов).
Показатели кассового плана по расходам областного бюджета исполнены на 94,5 процентов.
Согласно закону о бюджете на 2019 год объем бюджетных ассигнований дорожного фонда утверждён в сумме 5868,6 млн. рублей. По данным сводной бюджетной росписи по расходам по состоянию на 01.07.2019 года бюджетные ассигнования дорожного фонда составили 6264,1млн. рублей. Бюджетные ассигнования дорожного фонда увеличены на 395,5 млн. рублей за счёт увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на сумму неиспользованныхв 2018 году бюджетных ассигнований дорожного фонда в объёме 399 млн. рублей в первом полугодии 2019 года произведено не было, что нарушает требования пункта 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ.
Доходы дорожного фонда на 01.07.2019 года исполнены в сумме 1942,0 млн. рублей (33,1 процента от годового плана), в том числе: поступления доходов от акцизов на нефтепродукты – 52,8 процента, транспортного налога – 20,0 процентов, денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения - 30,0 процентов.
Расходы дорожного фонда в первом полугодии 2019 года составили 957,7 млн. рублей (15,3 процента от годового плана).
В первом полугодии 2019 года ассигнования, утвержденные в законе о бюджете на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» не исполнены в полном объеме в связи с заключением контрактов по ремонту региональных автомобильных дорог в июне 2019 года со сроком выполнения работ - 31 октября 2019 года.
Законом о бюджете утверждены расходы на реализацию восьми национальных проектов. По данным сводной бюджетной росписи по состоянию на 01.07.2019 года бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию двадцати шести федеральных проектов в сумме 6321,7 млн. рублей, исполнение составило 871,7 млн. рублей или 13,8 процента от утвержденных назначений.
Исполнение ниже среднего (13,8 процента) сложилось по пяти национальным проектам: «Культура» - 13,5 процента, «Здравоохранение» - 11,1 процента, «Образование» - 8,8 процента, «Экология» - 6,7 процента, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 0,5 процента. Финансирование национального проекта «Жилье и городская среда» в первом полугодии 2019 года не осуществлялось.
Следует отметить, что в полном объеме не выделялось финансирование на реализацию двенадцати федеральных проектов.
Расходы на реализацию национальных проектов за счет средств федерального и областного бюджетов включены в государственные программы Псковской области в соответствии с целями и задачами государственных программ. В первом полугодии 2019 года бюджетные ассигнования на национальные проекты в сумме 6321,7 млн. рублей включены и расходовались в рамках реализации двенадцати государственных программ Псковской области.
Законом о бюджете утверждены расходы на реализацию 19 государственных программ в сумме 32582 млн. рублей, что составляет 96,0 процентов от объёма расходов областного бюджета. Согласно сводной бюджетной росписи уточнённые бюджетные назначения по расходам на государственные программы составили 34765,0 млн. рублей. Освоено в первом полугодии 2019 года 14040 млн. рублей (40,4 процента от годового плана).
Наибольший объем бюджетных ассигнований направлен на реализацию государственных программ: «Развитие здравоохранения» (2723,6 млн. рублей), «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики» (3499,2 млн. рублей), «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики» (2593,2 млн. рублей).
В первом полугодии 2019 года не осуществлялось финансирование государственной программы «Формирование современной городской среды».
По состоянию на 01.07.2019 года дебиторская задолженность составила 3764,4 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года дебиторская задолженность увеличилась на 2389 млн. рублей. Основной удельный вес (86,0 процентов в структуре задолженности) – это дебиторская задолженность по счету20500 «Расчеты по доходам».
Кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2019 года составила 2821,0 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года кредиторская задолженность сократились на 59 млн. рублей.
Объем государственного внутреннего долга Псковской области по состоянию на 01.07.2019 года составил 15618 млн. рублей, что не превышает предельный объем государственного внутреннего долга области на 2019 год, установленный статьей 1 закона о бюджете.
Доля обязательств по коммерческим кредитам в структуре государственного долга области сократилась (с 71,9 процентов в 2018 году до 70,6 процентов на 01.07.2019 года), доля обязательств по бюджетным кредитам увеличилась (с 26 процентов в 2018 году до 29,4 процентов на 01.07.2019 года).
Расходы на обслуживание государственного долга по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличились на 22,3 процента и составили 498 млн. рублей (53,7 процента утверждённых бюджетных ассигнований).
По поручению Псковского областного Собрания депутатов Счетной палатой области проведена экспертиза проектов законов Псковской области:
«Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Псковской области на 2020 год».
По результатам экспертизы проекта закона Счетной палатой установлено следующее.
Проектом закона Псковской области в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера в размере 9529 рублей в месяц.
Величина прожиточного минимума пенсионера определена в соответствии с Правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.07.2019 года № 975.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона принятие проекта закона повлечет в 2020 году дополнительные расходы областного бюджета на выплату региональной социальной доплаты к пенсии с учетом расходов на доставку в сумме 748,7 млн. рублей, которые должны быть учтены в проекте закона об областном бюджете на 2020 год.
Счетная палата считает возможным рассмотрение представленного законопроекта.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменения в статью 17.2. Закона Псковской области «О бюджетном процессе в Псковской области».
По результатам экспертизы проекта закона Счетной палатой установлено следующее.
Проектом закона уточняется порядок рассмотрения изменений, вносимых Администрацией области в действующие государственные программы Псковской области.
Счетная палата замечаний не имеет и считает возможным рассмотрение проекта закона.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов.
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведена экспертиза проекта постановления, подготовленного Собранием депутатов области:
«Об утверждении Положения о звании «Почетный гражданин Псковской области».
По результатам экспертизы проекта постановления Счетной палатой установлено следующее.
Проект постановления областного Собрания депутатов подготовлен в рамках реализации Закона Псковской области от 07.11.2018 № 1891-ОЗ «О наградах Псковской области». В проекте постановления определен порядок присвоения звания «Почетный гражданин Псковской области» и порядок ведения Книги почетных граждан Псковской области.
Выплата единовременного государственного пособия, установленного законом Псковской области от 07.11.2018 № 1891-ОЗ в размере 100 тыс. рублей гражданину, удостоенному звания «Почетный гражданин Псковской области», будет производиться за счет средств, предусматриваемых в бюджетной смете областного Собрания депутатов.
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов.
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведена экспертиза проектов постановлений Администрации Псковской области:
«О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
В проекте постановления продлевается срок реализации Государственной программы Псковской области «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами» до 2024 года.
Признаются утратившими силу 3 подпрограммы, срок реализации которых установлен на 2014-2020 годы. Бюджетные ассигнования по 2 подпрограммам в действующей редакции Государственной программы не предусмотрены, объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию одной подпрограммы из ресурсного обеспечения Государственной программы исключается.
Счетная палата обращает внимание, что Законом Псковской области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ (ред. от 11.07.2019) «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на подпрограмму «Обеспечение реализации государственной программы Псковской области «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами» в сфере строительного и жилищного надзора утверждены ассигнования в сумме 5861 тыс. рублей на 2019 год, в сумме 5742 тыс. рублей на каждый год планового периода (2020 - 2021 годы).
Счетная палата считает недопустимым признание утратившими силу подпрограмм, реализация которых осуществлялась в рамках установленного срока реализации Государственной программы. В случае, если подпрограммы не планируются к реализации в дальнейшем, следует сократить срок их реализации, установив его в паспорте подпрограмм, например, «2014-2019 годы».
В проекте постановления в паспорте Государственной программы решение пяти задач программы предусмотрено посредством реализации шести подпрограмм, что не соответствует Положению о порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области, утвержденному постановлением Администрации области от 27.09.2012 № 512, в котором установлено, что «Подпрограмма является неотъемлемой частью государственной программы и направлена на решение конкретных задач в рамках государственной программы».
В ходе экспертизы проекта постановления установлено, что объемы бюджетных ассигнований на 2019, 2020, 2021 годы не соответствуют закону о бюджете. Кроме того, в проекте постановления наименования основных мероприятий не соответствует наименованию основных мероприятий в законе о бюджете.
В проекте постановления подпрограмма «Чистая вода Псковской области» дополняется приложением «Положение о порядке предоставления и расходования субсидии бюджету муниципального образования «Город Псков» из областного бюджета на реализацию мероприятия «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения города Пскова», подпрограмма «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области» дополняется приложением «Положение о порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, предусмотренных подпрограммой «Обращение с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области» Государственной программы Псковской области «Обеспечение населения области качественным жильем и коммунальными услугами».
Вышеуказанные порядки предоставления субсидий местным бюджетам не соответствуют требованиям статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта РФ субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств.
В паспорт подпрограммы «Обращение с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами, на территории Псковской области» вносятся изменения, и соисполнителями подпрограммы указаны Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, что не соответствует пункту 5 Положения о госпрограммах от 27.09.2012 № 512, согласно которому «Соисполнителями являются органы исполнительной власти области и (или) подразделения Аппарата Администрации области, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм)».
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учётом изложенных замечаний.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в постановление Администрации области от 28 октября 2013 г. №501 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
Изменения и дополнения в Государственную программу Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области» вносятся с целью включения Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области в исполнители основного мероприятия 3.3. «Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Духовные истоки» в Псковской области, в том числе объектов канализационной сети и очистных сооружений, транспортной и инженерной инфраструктуры (включая берегоукрепление и дноуглубление), сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопровода, водопровода» подпрограммы «Туризм».
Законом Псковской области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ (ред. от 11.07.2019) «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию мероприятия 3.3. подпрограммы «Туризм» предусмотрены бюджетные ассигнования Комитету по охране объектов культурного наследия Псковской области на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям на 2019 год в сумме 17500 тыс. рублей.
Счетная палата области замечаний не имеет и считает возможным рассмотрение проекта постановления.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Энергоэффективность и энергосбережение».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления изменения в Государственную программу Псковской области «Энергоэффективность и энергосбережение» вносятся с целью приведения объемов финансирования в соответствие с Законом Псковской области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ (ред. от 11.07.2019) «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Ресурсное обеспечение Государственной программы на 2014-2021 годы увеличивается на 472445 тыс. рублей и составит 6931317 тыс. рублей.
В проекте постановления объемы бюджетных ассигнований на 2019, 2020, 2021 годы на реализацию Государственной программы соответствуют закону о бюджете.
Подпрограмма 2 «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Псковской области» дополняется основным мероприятием 2.8. «Реализация планов мероприятий по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которое направлено на сокращение:
количества прекращений подачи тепловой энергии в результате технологических нарушений на источниках теплоснабжения;
удельного расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии;
величины технологических потерь при передаче теплоносителя по тепловым сетям.
При этом, указанные направления реализации основного мероприятия 2.8. не нашли своего отражения в целевых индикаторах или ожидаемых результатах реализации подпрограммы 2 «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Псковской области».
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учётом замечаний.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Развитие лесного хозяйства».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
Ресурсное обеспечение Государственной программы Псковской области «Развитие лесного хозяйства» на 2014-2021 годы увеличивается на 20469,7 тыс. рублей и составит 5180183,89 тыс. рублей.
В проекте постановления объемы бюджетных ассигнований на 2019, 2020, 2021 годы на реализацию Государственной программы не соответствуют закону о бюджете. Объемы бюджетных ассигнования по подпрограмме «Охрана лесов от пожаров» на 2019 год больше на 39005 тыс. рублей, чем утверждено в законе о бюджете, на 2020 год и 2021 год меньше, чем в законе о бюджете на 3995 тыс. рублей и 14033 тыс. рублей соответственно.
Подпрограмма 1. «Охрана лесов от пожаров», целью которой является «Повышение эффективности противопожарной охраны территории лесного фонда Псковской области», дополняется новым индикатором «Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда». При этом, осуществление государственного лесного надзора предусмотрено в рамках подпрограммы 2. «Защита лесов и осуществление государственного лесного и государственного пожарного надзора в лесах», одной из целей которой является «Повышение эффективности контроля использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов».
Счетная палата области считает целесообразным указанный индикатор исключить из подпрограммы 1 и предусмотреть в подпрограмме 2.
Счетная палата обращает внимание, что в приложении № 5 к Государственной программе «Развитие лесного хозяйства», в разделе «V. Перечень основных мероприятий подпрограммы «Защита лесов и осуществление государственного лесного и государственного пожарного надзора в лесах» предусмотрено, что «ожидаемым непосредственным результатом» от реализации основного мероприятия 2.3. «Обеспечение охраны лесов от нарушений лесного законодательства» является «Постепенное увеличение численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор». При этом, целевой индикатор «Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда» на 2019, 2020, 2021 годы установлен в размере 9,4 человека, т.е. не предусматривается увеличение численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор, что не соответствует установленному в Государственной программе «ожидаемому непосредственному результату».
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учётом замечаний.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в Государственную программу Псковской области « Развитие образования и повышения эффективности реализации молодежной политики».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
Изменения и дополнения в Государственную программу Псковской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики» вносятся с целью участия Псковской области в конкурсном отборе региональных программ развития образования для получения субсидии из федерального бюджета на создание новых мест дополнительного образования в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Счетная палата области замечаний не имеет и считает возможным рассмотрение проекта постановления.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы передано в Псковское областное Собрание депутатов.