Экспертно-аналитические мероприятия в ноябре 2019 года
В соответствии со статьями 9, 13 Закона Псковской области от16.10.2006 года № 588-ОЗ «О Счетной палате Псковской области», пунктом 9.3 плана работы Счетной палаты Псковской области на 2019 год Счетной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения областного бюджетаза 9 месяцев 2019 года».
Анализ исполнения областного бюджета проведён на основании бюджетной отчётности об исполнении областного бюджета по состоянию на 1 октября 2019 года, а также на основании документов и материалов, предоставленных Комитетом по финансам Псковской области и Комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Областной бюджет по состоянию на 1 октября 2019 года исполнен с профицитом в сумме 10,6 млн. рублей.
Плановые показатели по доходам в отчете об исполнении бюджета по состоянию на 01.10.2019 года в сумме 35 544,0 млн. рублей соответствуют показателям Закона Псковской области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в редакции от 11.07.2019 года) и кассовому плану.
Поступление доходов на 01.10.2019 года составило 22917 тыс. рублей или 64,5 процентов к годовому плану, 109,8 процентов- к уровню 9 месяцев 2018 года.
В структуре доходов областного бюджета налоговые и неналоговые доходы составили 57,5 процентов, безвозмездные поступления – 42,5 процентов.
В структуре налоговых и неналоговых доходов налоговые поступления составили 95,7 процентов, неналоговые поступления – 4,3 процента. Поступления доходов в областной бюджет к уровню девяти месяцев 2018 года увеличились на 2050,5 млн. рублей (9,8 процента), из них налоговые и неналоговые доходы за 9 месяцев 2019 года увеличились на 8,2 процента, безвозмездные поступления на 12,1 процентов.
По сравнению с соответствующим периодом 2018 года отмечается увеличение налоговых поступлений на 8,5 процентов в основном за счет увеличения поступлений: НДФЛ - на 6,4 процента, акцизов - на 19,5 процентов, налога на совокупный доход - на 10,8 процентов, транспортного налога - на 82,3 процента.
При общем увеличении налоговых поступлений за 9 месяцев 2019 года отмечается снижение поступлений по налогу на прибыль организаций на 1,9 процентов.
Поступление неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 2,6 процента в основном за счет увеличения платежей при пользовании природными ресурсами (на 15,9 процентов) и доходов от использования имущества (на 5,1 процентов). При общем увеличении неналоговых поступлений за 9 месяцев 2019 года отмечается снижение поступлений от штрафов, санкций, возмещения ущерба на 20,9 процентов.
По состоянию на 01.10.2019 года при годовом плане 283,2 млн. рублей поступления доходов от реализации иного имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу (доходы от приватизации государственного имущества) составили 12,1 млн. рублей или 4,3 процента.
Безвозмездные поступления за 9 месяцев 2019 года составили 9732,1 млн. рублей (59,5 процентов от годового плана, 112,1 процентов к соответствующему периоду 2018 года), в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 9655,3 млн. рублей (59,6 процента от годового плана, 111,0 процента к соответствующему периоду 2018 года).
Показатели кассового плана по доходам областного бюджета исполнены на 98,3 процентов.
Плановые показатели по расходам в отчете об исполнении бюджета в сумме 38 801 млн. рублей превышают на 1733 млн. рублей утверждённый законом о бюджете общий объем расходов областного бюджета в сумме 37068 млн. рублейв связи с получением уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом о бюджете.
Расходы областного бюджета на 1 октября 2019 года исполнены в сумме 22906,0 млн. рублей или на 59,0 процентов к уточнённому плану.
Исполнение ниже среднего (59,0 процентов к уточнённому плану)сложилось по шести разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 53,2 процента, «Здравоохранение» - 53,0 процента, «Национальная экономика» - 47,4 процентов, «Охрана окружающей среды» - 45,7 процентов, «Культура и кинематография» - 44,4 процентов, «Физическая культура и спорт» - 15,3 процентов.
Показатели кассового плана по расходам областного бюджета исполнены на 99,8 процентов.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда утверждён в сумме 6264 млн. рублей. По данным сводной бюджетной росписи по расходам по состоянию на 01.10.2019 года бюджетные ассигнования дорожного фонда составили 7203 млн. рублей. Бюджетные ассигнования дорожного фонда увеличены сверх объёмов, утверждённых в законе о бюджете, на 939 млн. рублей за счёт увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на сумму неиспользованныхв 2018 году бюджетных ассигнованийдорожного фонда в объёме 399 млн. рублей за 9 месяцев 2019 года произведено не было.
Доходы дорожного фонда за 9 месяцев 2019 года исполнены в сумме 4019 млн. рублей или на 64,2 процента от плана (6264 млн. рублей).
Расходы дорожного фонда за 9 месяцев 2019 года составили 2788 млн. рублей (38,7 процента от годового плана). Не исполнены в полном объеме:
80,2 млн. рублей – субсидии ГБУ ПО «Псковавтодор» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в связи с расторжением контракта по причине неисполнения подрядчиком обязательств;
300 млн. рублей - субсидии ГБУ ПО «Псковавтодор» - контракт на капитальный ремонт моста через реку Шелонь на стадии заключения;
363,3 млн. рублей - межбюджетные трансферты муниципальным образованиям - контракты на стадии заключения (Островский район, г. Псков, г. Великие Луки);
72,5 млн. рублей - иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры субъектов РФ - не исполнены в связи с внесением 01 октября 2019 года необходимых дополнений в соглашение с Минстроем России;
86,8 млн. рублей - на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» за счет средств областного бюджета, в том числе работы по реконструкции дороги Струково-с/т "Вишенка" на сумму 44,1 млн. рублей выполнены в октябре т.г., средства в сумме 42,7 млн.рублей планируются к перераспределению при внесении изменений в закон о бюджете.
Законом о бюджете утверждены расходы на реализацию 8-ми национальных проектов. По данным сводной бюджетной росписи по состоянию на 01.10.2019 года бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию тридцати федеральных проектов в сумме 6615 млн. рублей, исполнение составило 2489 млн. рублей или 37,6 процентов от утвержденных назначений.
Исполнение ниже среднего (37,6 процента) сложилось по четырем национальным проектам:«Здравоохранение» - 23,9 процентов,«Образование»-25,3 процентов, «Экология» - 17,3 процентов, «Жилье и городская среда» - 5,7 процентов.
Следует отметить, что в полном объеме не выделялось финансирование на реализацию девяти федеральных проектов.
Расходы на реализацию двадцати семи федеральных проектов за счет средств федерального и областного бюджетов включены в тринадцать государственных программ Псковской области в соответствии с целями и задачами государственных программ. Расходы на реализацию трёх федеральных проектов: «Чистая страна», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Сохранение уникальных водных объектов» согласно сводной бюджетной росписи расходов предусмотрены в рамках непрограммных расходов областного бюджета.
Законом о бюджете утверждены расходы на реализацию 19 государственных программ в сумме 35 518млн. рублей, что составляет 95,8 процентов от объёма расходов областного бюджета. Согласно сводной бюджетной росписи уточнённые бюджетные назначения по расходам на государственные программы составили 37254 млн. рублей. Освоено за 9 месяцев 2019 года - 21907 млн. рублей (58,8 процентов от годового плана).
Исполнение ниже среднего (58,8 процента) сложилось по девяти государственным программам: «Развитие лесного хозяйства» - 57,8 процентов, «Устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса» - 52,5 процентов, «Развитие транспортной системы» - 42,4 процентов,«Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области» - 36,2 процентов,«Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» - 19,5 процентов, «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области» - 15,1 процентов, «Развитие физической культуры и спорта» - 15,1 процентов,«Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения» - 14,2 процентов, «Формирование современной городской среды» - 5,9 процентов.
По состоянию на 01.10.2019 года дебиторская задолженность составила 9255 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года дебиторская задолженность увеличилась на 7244 млн. рублей. Наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности составляет задолженность по счету20500 «Расчеты по доходам» - 77,5 процентов, задолженность по счету 20600 «Расчеты по выданным авансам» - 20,3 процентов.
Кредиторская задолженность по состоянию на 01.10.2019 года составила 2533 млн. рублей. Наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности составляет задолженность по счету 30200 «Расчеты по принятым обязательствам» - 61,9 процентов, в том числе задолженность по счету 30275 «Расчеты по приобретению иных финансовых активов» составила 40,3 процентов.
По сравнению с аналогичным периодом 2018 года кредиторская задолженность увеличилась на 243 млн. рублей.
Объем государственного внутреннего долга Псковской области по состоянию на 01.10.2019 составил 15318 млн. рублей, что не превышает предельный объем государственного внутреннего долга области на 2019 год, установленный статьей 1 закона о бюджете (18350 млн. рублей).
Доля обязательств по коммерческим кредитам в структуре государственного долга области сократилась (с 71,9 процентов в 2018 году до 70,1 процентов на 01.10.2019 года), доля обязательств по бюджетным кредитам увеличилась (с 26 процентов в 2018 году до 29,9 процентов на 01.10.2019 года).
За девять месяцев текущего года государственный долг области уменьшился на 999,7 млн. рублей или на 6,1 процентов.
Расходы на обслуживание государственного долга по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличились на 113,0 млн. рублей и составили 702 млн. рублей (75,7 процентов утверждённых бюджетных ассигнований – 927 млн. рублей).
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведена экспертиза Отчета о поступлении и расходовании средств областного бюджета, выделенных Избирательной комиссии Псковской областина подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Псковского областного Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу № 2.
В ходе проведения экспертизы Счетной палатой установлено, что срок представления Избирательной комиссией области финансового отчета о поступлении и расходовании средств областного бюджета областному Собранию депутатов, установленный в пункте 5 статьи 53 Закона Псковской области от 01.08.2003 года №295-ОЗ «Избирательный кодекс Псковской области», не позднее 60 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов, соблюден.
Согласно Отчёту на подготовку и проведение выборов за счет средств областного бюджета Избирательной комиссии Псковской области были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 4679,8 тыс. рублей, что соответствует Закону Псковской области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ (ред. от 11.07.2019) «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», израсходовано 4679,7 тыс. рублей, что соответствует данным отчета об исполнении областного бюджета по состоянию на 1 октября 2019 года.
Счетная палата замечаний не имеет и считает возможным рассмотрение Отчёта.
По поручению Псковского областного Собрания депутатов Счетной палатой области проведена экспертиза проектов законов Псковской области:
«О внесении изменений в Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
По результатам экспертизы проекта закона Счетной палатой установленынезначительные замечания.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
«О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Псковской области на 2020 год и на плановыйпериод 2021 и 2022 годов».
По результатам проведенной экспертизы Счетная палата замечаний не имеет и считает возможным рассмотрение проекта закона.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в статью 1 Закона Псковской области «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения».
По результатам экспертизы проекта закона Счетной палатой установлено следующее.
Проектом закона предусмотрено отменить пониженную ставку в размере 10 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения для ресторанов и предприятий общественного питания,организаций, ведущих добычу полезных ископаемых, организаций лесного комплекса, и установить для них ставку налога в размере 15 процентов.
Согласно пояснительной записке к проекту закона изменения в закон вносятся по результатам оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам). Прогнозируемые дополнительные поступления в областной бюджет в 2020 году составят около 3 млн. рублей.
Счетная палата обращает внимание, что согласно пункту 2 статьи 59 Бюджетного кодекса РФ законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Счетная палата считает возможным рассмотрение проекта закона.Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в Закон Псковской области «О налоге на имущество организаций».
По результатам экспертизы проекта закона Счетной палатой установлено следующее.
Проектом закона предусмотрено дополнить объекты налогообложения новыми видами недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости: жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места. Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона предполагаются дополнительные поступления в областной бюджет. В связи с проводимой в текущем году государственной кадастровой оценкой объектов капитального строительства сумма дополнительных поступлений в бюджет в финансово-экономическом обосновании к проекту закона не определена.
Согласно пояснительной записке к проекту закона по результатам оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) отменяются пониженные ставки по налогу на имущество для строительных организаций, организаций в сфере информации и связи, организаций, осуществляющих деятельность в области права и бухгалтерского учета. Прогнозируемые дополнительные поступления в областной бюджет в 2020 году составят 0,2 млн. рублей.
Счетная палата обращает внимание, что согласно пункту 2 статьи 59 Бюджетного кодекса РФ законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть принятыдо внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Информация об учете предлагаемых изменений по налогу на имущество организаций в проекте закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», внесенном в областное Собрание депутатов, в пояснительной записке к проекту закона не указана.
Счетная палата считает возможным рассмотрение проекта закона с учетом замечания.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
«О налоговых льготах на 220год».
По результатам экспертизы проекта закона Счетной палатой установлено следующее.
В проекте закона предусмотрено сохранить льготы по налогу на имущество организаций категориям плательщиков, которым предоставлялись льготы в 2019 году, и установить льготы новым категориям плательщиков:
уменьшить сумму налога на 50 процентов организациям почтовой связи, оказывающим услуги почтовой связи общего пользования в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах Псковской области, при условии, что разница между суммой налога за налоговый период 2020 года, исчисленной без учета применения предусмотренной настоящим абзацем налоговой льготы, и суммой налога за налоговый период 2020 года, исчисленной с учетом применения предусмотренной настоящим абзацем налоговой льготы, не превышает сумму финансовых средств, направленных в 2020 году на финансирование работ по текущему или капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов почтовой связи, расположенных в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах Псковской области;
освободить от уплаты налога медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Счетная палата обращает внимание, что согласно пояснительной записке к проекту закона освободить от уплаты налога на имущество организаций предусмотрено медицинские организации, финансирование которых на выполнение государственного задания осуществляется из Фонда обязательного медицинского страхования.
При этом, в проект закона включена категория налогоплательщика «медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь», которая предполагает освобождение от налога на имущество организаций, в том числе медицинских организаций,нефинансируемых из Фонда обязательного медицинского страхования, что не соответствует обоснованию введения новой льготной категории плательщиков в пояснительной записке к проекту закона..
По транспортному налогу в проекте закона предлагается сохранить ранее действующие налоговые льготы, за исключением налоговой льготы общероссийским общественным организациям инвалидов, ввиду ее невостребованности, и гражданам - владельцам легковых автомобилей на период прохождения ими военной службы по призыву.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона расчетная сумма потерь областного бюджета от предполагаемых налоговых льгот составит 67,76 млн. рублей. Потери областного бюджета от предполагаемых налоговых льгот учтены при формировании проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Счетная палата считает возможным рассмотрение проекта закона с учетом замечания.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
«Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Псковской области путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление в санаториях Псковской области».
По результатам экспертизы проекта закона Счетная палата отмечает следующее.
Согласно наименованию проекта закона и «Статье 1. Общие положения» проекта закона предусмотрено обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников государственных и муниципальных учреждений Псковской области. При этом, статья 2 проекта закона определяет условия предоставления путевок только работникам государственных учреждений области.
Условия, порядок обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений Псковской области и источники финансирования расходов в проекте закона не определены.
Пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ установлено, если принимается закон, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В финансово-экономическом обосновании к проекту закона указано, что расходы на реализацию закона будут учтены с 2020 года в областном бюджете.
В представленном на заключение в Счетную палату проекте закона Псковской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» расходы на обеспечение работников государственных и муниципальных учреждений Псковской области путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление в санаториях Псковской области не предусмотрены.
Счетная палата считает невозможным рассмотрение проекта закона в представленной редакции.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в Закон Псковской области «О транспортном налоге».
Замечаний по данному законопроекту Счетная палата не имеет;
«О внесении изменений в Закон Псковской области «О бюджетном процессе в Псковской области».
Проект закона подготовлен с целью приведения Закона Псковской области «О бюджетном процессе в Псковской области» в соответствие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации. По результатам экспертизы Счетная палата области отмечает следующее.
В статье 139 Бюджетного кодекса РФ установлено, что перечень субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Счетная палата считает необходимым дополнить пункт 1 статьи 31 Закона о бюджетном процессе вышеуказанным перечнем субсидий для рассмотрения его во втором чтении проекта закона об областном бюджете.
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта закона с учетом изложенных замечаний.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
«О внесении изменений в Закон Псковской области «О межбюджетных отношениях в Псковской области».
Рассмотрев представленный проект закона Счетная палата Псковской области отмечает следующее.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 3 проекта закона расчет объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и их распределение осуществляется с применением расчетных региональных нормативов расходов и коэффициентов по отраслям, утвержденных нормативным правовым актом Администрации области, что противоречит порядку определения и распределения размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), установленному Разделом I Порядка и методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) приложения №1 к Закону области от 19.12.2000 года № 816-оз «О межбюджетных отношениях в Псковской области», с учетом вносимых проектом закона изменений.
Выше перечисленные нормативы и коэффициенты применяются согласно установленной Законом области от 19.12.2000 года № 816-оз «О межбюджетных отношениях в Псковской области» методике при определении базовых расходов муниципальных районов (городских округов), а не размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Аналогично, согласно пункту 11статьи 3 проекта закона распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется с применением расчетных региональных нормативов расходов и коэффициентов по отраслям, утвержденныхнормативным правовым актом Администрации области.
При этом, данные нормативы и коэффициенты применяются согласно установленной Законом области от 19.12.2000 года № 816-оз «О межбюджетных отношениях в Псковской области» методике при определении базовых расходов поселений, а не размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
В проекте закона предлагается новая редакция статьи 8 «Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из областного бюджета местным бюджетам».
Согласно предлагаемой редакции иные межбюджетные трансферты предоставляются из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований в случаях, предусмотренных областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Следует отметить, что в настоящее время Законом Псковской области от 07.05.2014 № 1385-ОЗ «Об образовании в Псковской области» уже установлены случаи предоставления иных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, принятие законопроекта в предлагаемой редакции повлечет необходимость внесения изменений в действующее законодательство области.
Счетная палата считает возможным рассмотрение законопроекта с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты по результатам проведенной экспертизы направлено в Псковское областное Собрание депутатов.