Экспертно-аналитические мероприятия в январе 2020 года
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведена экспертиза проектов постановлений Администрации Псковской области:
«Об утверждении государственной программы Псковской области «Комплексное развитие сельских территорий»
По результатам экспертизы проекта постановления Счетной палатой установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации 31.05.2019 года №696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на достижение целей государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».
Целями Государственной программы Псковской области «Комплексное развитие сельских территорий» являются:
- обеспечение благоустроенным жильем сельских жителей;
- привлечение квалифицированных специалистов для работы в сфере сельского хозяйства;
- создание комфортной среды жизнедеятельности на сельских территориях.
Достижение целей и решение задач Государственной программы предусматривается в рамках четырех подпрограмм.
Срок реализации Государственной программы и подпрограмм установлен 2020-2025 годы.
Общий объем ресурсного обеспечения Государственной программы составляет 4 660,3 млн. рублей.
Следует отметить, что объемы ассигнований за счет средств федерального и областного бюджетов, предусмотренные в Государственной программе и подпрограммах на 2020, 2021, 2022 годы не соответствуют объемам бюджетных ассигнований, утвержденных на реализацию Государственной программы в Законе Псковской области от 28.12.2019 г. № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В рамках реализации мероприятий Государственной программы муниципальным районам предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета на софинансирование их расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий Государственной программы.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ законом о бюджете утвержден «Перечень субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Псковской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Перечень субсидий). Наименования отдельных субсидий, утвержденных в Перечне субсидий, отличны от наименований субсидий, указанных в положениях о предоставлении субсидий местным бюджетам в Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», в связи с чем затруднена их сопоставимость.
Положения о порядке предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета разработаны при отсутствии утвержденных Администрацией области правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, и порядка определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных абзацем первым пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ.
В положениях о порядке предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета в рамках реализации подпрограммы 1.«Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» и подпрограммы 4. «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» одним из условий предоставления субсидий является «заключение муниципальным заказчиком договора о проведении строительного контроля с государственным казенным учреждением Псковской области «Управление капитального строительства».
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В целях соблюдения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Счетная палата предлагает исключить из перечня условий предоставления субсидий условие о заключении муниципальным заказчиком договора о проведении строительного контроля с государственным казенным учреждением Псковской области «Управление капитального строительства».
В соответствии с требованиями к содержанию государственной программы, утвержденными постановлением Администрации области от 27 сентября 2012 г. № 512 «О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области», в Государственную программу включены «Сведения о целевых индикаторах в разрезе муниципальных образований области». При этом, значения отдельных целевых индикаторах в разрезе по годам отличны от значений аналогичных целевых индикаторов, установленных в разрезе по годам в приложении №1 к Государственной программе «Сведения о целевых индикаторах Государственной программы Псковской области «Комплексное развитие сельских территорий».
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов.
«О внесении изменений в постановление Администрации Псковской области от 31 августа 2017 г. № 357 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Формирование современной городской среды»
По результатам экспертизы проекта постановления Счетной палатой установлено следующее.
Объемы ассигнований за счет средств федерального и областного бюджетов, предусмотренные в Государственной программе на 2020, 2021, 2022 годы соответствуют Закону Псковской области от 28.12.2019 г. №2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Ресурсное обеспечение Государственной программы на 2023 и 2024 годы не предусмотрено, при этом в проекте постановления предусмотрена положительная динамика изменения целевых индикаторов государственной программы на 2023 и 2024 годы. Так, например, «индекс качества городской среды» при отсутствии ресурсного обеспечения программы в 2023 году составит 50 процентов, в 2024 году - 57 процентов.
В проекте постановления Государственная программа дополняется новой задачей «Внедрение эффективных механизмов и цифровых технологий в сфере городского хозяйства муниципальных образований Псковской области». При этом, из ожидаемых результатов реализации и целевых индикаторов Государственной программы необоснованно исключается целевой индикатор «Среднее значение индекса эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в Псковской области («IQ городов»), который непосредственно зависит от решения вновь вводимой задачи «Внедрение эффективных механизмов и цифровых технологий в сфере городского хозяйства муниципальных образований Псковской области».
Значения целевого индикатора «Количество лучших проектов благоустройства, реализованных в соответствии с едиными требованиями, отобранных для направления в Минстрой России» установлены на 2023 и 2024 годы в количестве 2 ед. ежегодно, при этом, значения индикатора «Количество реализованных проектов благоустройства территорий» на 2023 и 2024 годы равны нулю, т.е. реализация проектов благоустройства территорий не предусмотрена в 2023 и 2024 годах и соответственно отбор лучших проектов не может быть произведен.
В проекте постановления значение целевого индикатора «Количество реализованных проектов благоустройства общественных территорий» на 2019 год установлено в размере 56 ед. В методике расчета индикатора в проекте постановления установлено, что «Данное количество фиксируется в ежегодно заключаемом с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соглашении о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию программ формирования современной городскойсреды.». В Соглашении от 12.02.2019г., заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Администрацией области аналогичный показатель «Количество реализованных мероприятий по благоустройству общественных территорий» установлен в размере 45 ед., что не соответствует значению, установленному в проекте постановления.
В проекте постановления подпрограмма «Благоустройство дворовых и общественных территорий» дополняется Приложением № 9 «Показатели регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Счетная палата считает необходимым перечень показателей регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» в Приложении № 9 в проекте постановления дополнить значениями показателя результата реализации регионального проекта, установленными в Соглашении от 18.12.2019г., заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Администрацией области.
В проекте постановления приложение № 7 к подпрограмме «Благоустройство дворовых и общественных территорий» дополняется новыми разделами «Адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году» и «Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году». В адресные перечни включены города, рабочие поселки, поселок городского типа и деревни.
Благоустройство территорий, включенных в адресные перечни, будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых в соответствии с Соглашением от 18.12.2019г. в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Целью регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» является «повышение индекса качества городской жизни на 30 процентов», что соответствует целям федерального проекта. Распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р утверждена Методика формирования индекса качества городской среды, согласно пункту 2 которой «город» - населенный пункт, имеющий статус города в соответствии с нормативным правовым актом, принятым субъектом Российской Федерации.
В проекте постановления в Приложении № 9 «Показатели регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» показатель «Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов (индекс качества городской среды)» определен в процентах от количества городов с благоприятной средой в Псковской области деленного на количество городов в Псковской области (14 городов).
Включенные в проект постановления показатели регионального проекта соответствуют аналогичным показателям, установленным в Соглашениях от 12.02.2019г. и от 18.12.2019г. о предоставлении субсидии из федерального бюджета.
Счетная палата обращает внимание, что исходя из установленной методики расчета индекса качества городской среды направление субсидии, предоставленной из федерального бюджета в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» на благоустройство деревень и рабочих поселков Псковской области не оказывает влияние на выполнение показателя «индекс качества городской среды» и не соответствует целям регионального и федерального проектов - «повышение индекса качества городской жизни на 30 процентов».
В реализации государственной программы «Формирование современной городской среды предусмотрено участие 24 муниципальных районов и 2 городских округов, при этом значения целевых индикаторов государственной программы в разрезе муниципальных образований не установлено, что не соответствует требованиям постановления Администрации области от 27 сентября 2012 г. № 512 «О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области».
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов.