Экспертно-аналитические мероприятия в марте 2020 года
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведена экспертиза проектов постановлений Администрации Псковской области:
- «О внесении изменений в постановление Администрации области от 28 октября 2013 г. № 501 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области».
По результатам экспертизы проекта постановления Счетной палатой установлено следующее.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления объемы финансирования Государственной программы Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области» (далее - Государственная программа) приводятся в соответствие с Законом области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Законом области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В проекте постановления общие объемы ассигнований за счет средств федерального и областного бюджетов на реализацию Государственной программы на 2019, 2020, 2021, 2022 годы соответствуют закону о бюджете, при этом, объемы ассигнований в разрезе основных мероприятий не соответствуют закону о бюджете.
В проекте постановления наименования основных мероприятий не соответствуют наименованию основных мероприятий в законе о бюджете.
В положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам вносятся изменения в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области, утверждёнными постановлением Администрации области от 30.12.2019 г. №477 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области».
Положение о порядке предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам, предусмотренных подпрограммой «Культура» Государственной программы Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области», не содержит критериев отбора муниципальных образований области, а также порядок оценки эффективности и перечень результатов использования субсидий.
Согласно пункту 3 Положения одним из условий предоставления субсидий является «наличие у муниципального заказчика договора, заключенного с государственным казенным учреждением Псковской области «Управление капитального строительства», на проведение строительного контроля».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В целях соблюдения требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Счетная палата предлагает исключить из перечня условий предоставления субсидий условие о заключении муниципальным заказчиком договора о проведении строительного контроля с государственным казенным учреждением Псковской области «Управление капитального строительства».
В состав Государственной программы включен «Перечень налоговых льгот (налоговых расходов) в рамках подпрограммы «Обеспечение условий реализации Государственной программы Псковской области «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области» без указания наименования налога, по которому установлена налоговая льгота (налоговый расход).
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в постановление Администрации области от 28 октября 2013 г. № 503 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области».
По результатам экспертизы проекта постановления Счетной палатой установлено следующее.
В проекте постановления общие объемы финансирования Государственной программы Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области» (далее - Государственная программа) и подпрограмм на 2019, 2020, 2021, 2022 годы соответствуют Закону области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Закону области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
При этом, объемы финансирования в разрезе основных мероприятий не соответствуют закону о бюджете. Наименования основных мероприятий в проекте постановления не соответствуют наименованиям основного мероприятия в законе о бюджете.
В проекте постановления подпрограмма «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Псковской области» дополняется приложением № 3 «ПОЛОЖЕНИЕ о системе стимулирования народных дружинников, участвующих в охране общественного порядка». При этом, Положение о субсидиях на выплату материального стимулирования народным дружинникам не соответствует Правилам формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области, утвержденным постановлением Администрации области от 30.10.2019 года № 477.
В пункте 2.5 Положения о субсидиях на выплату материального стимулирования народным дружинникам установлено, что «Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидии является соблюдение условий, установленных пунктом 2.4 настоящего Положения». Счетная палата считает недопустимым указанный критерий и предлагает установить критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидии - «наличие на территории муниципального образования народных дружин, зарегистрированных в порядке, установленном Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
В нарушение требований статьи 139 Бюджетного кодекса РФ и пункта 5 Правил предоставление субсидии, указанной в Положении о субсидиях на выплату материального стимулирования народным дружинникам, не предусмотрено Перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Псковской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденном Законом области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики»
По результатам экспертизы проекта постановления Администрации Псковской области «О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики» (далее - проект постановления) Счетной палатой установлено следующее.
Согласно пояснительной записке проект постановления разработан в соответствии с законами Псковской области от 28.12.2018 г. № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», от 28.12.2019 г. № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», от 01.11.2019 № 1984-ОЗ «О внесении изменений в закон Псковской области «О государственной социальной помощи в Псковской области», в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 года (получения субсидий из федерального бюджета в 2021 году).
Проводится корректировка целевых индикаторов программы: обозначены фактические значения показателей за 2018 и 2019 годы, произведена корректировка показателей на 2020 год и плановый период 2021 - 2024 годов с учётом фактически достигнутых значений в прошедших отчётных периодах.
Настоящим проектом определены объёмы финансирования Государственной программы Псковской области «Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики» (далее - Государственная программа), основных мероприятий подпрограмм и актуализированы целевые статьи бюджетных расходов на 2020 год и плановый период 2021- 2022 годов (в соответствии с Законом Псковской области от 28.12.2019 г. №2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов).
Установлено, что в проекте постановления объёмы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы на 2019 год не соответствуют закону о бюджете. Объем финансирования по подпрограмме 5 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» не соответствует закону о бюджете:
В проекте постановления объёмы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы, подпрограмм на 2020 и на плановый 2021 и 2022 годы соответствуют закону о бюджете, при этом объёмы финансирования в разрезе основных мероприятий не соответствуют закону о бюджете.
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в постановление Администрации области от 28 октября 2013 г. № 495 «Об утверждении Государственной программы Псковской области «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области».
По результатам экспертизы проекта Счетной палатой установлено следующее.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления объемы финансирования Государственной программы Псковской области «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области» (далее - Государственная программа) приводятся в соответствие с Законом области от 28.12.2018 № 1910-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Законом области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В проекте постановления объемы ассигнований на реализацию Государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий на 2019, 2020, 2021, 2022 годы соответствуют закону о бюджете.
Срок реализации Государственной программы продлевается на один год -до 2022 года.
В Положение о порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений вносятся изменения и дополнения для приведения его в соответствие с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области, утвержденными постановлением Администрации области от 30.10.2019 № 477. При этом, не учтены требования пунктов 2 и 5 Правил предоставления субсидий, согласно которым предоставление субсидий местным бюджетам предусматривается в соответствии с перечнем субсидий, утверждаемым законом области об областном бюджете.
В «Перечне субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Псковской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденном Законом области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района области, предусмотрена «субсидия местным бюджетам на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района». В проекте постановления соответствующие изменения в наименовании Положения и по тексту Положения не внесены.
Счетная палата обращает внимание, что в Перечне субсидий, утвержденным законом о бюджете, предусмотрено предоставление в 2020 году «Субсидии на реализацию мероприятий в рамках основного мероприятия «Создание условий для реализации мероприятий Государственной программы» по коду целевой статьи расходов 18 3 02 41260 в сумме 1000 тыс. рублей. При этом, Положение о порядке предоставления и расходования субсидий, установленное в Приложении № 2 к подпрограмме «Обеспечение реализации Государственной программы Псковской области «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области» в сфере финансов», в соответствие с Правилами предоставления субсидий и Перечнем субсидий не приведено.
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Энергоэффективность и энергосбережение»
По результатам экспертизы проекта постановления Счетной палатой установлено следующее.
Срок реализации Государственной программы Псковской области «Энергоэффективность и энергосбережение» (далее - Государственная программа) продлевается на один год - до 2022 года.
Согласно пояснительной записке к проекту постановления объемы финансирования Государственной программы приводятся в соответствие с Законом области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Объемы финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов на 2020, 2021, 2022 годы соответствуют закону о бюджете.
В проекте постановления «Положение о порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, предусмотренных подпрограммой «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Псковской области» Государственной программы Псковской области «Энергоэффективность и энергосбережение», главным распорядителем средств по которым является Комитет по тарифам и энергетике Псковской области» (далее - Положение о предоставлении субсидий), излагается в новой редакции.
Согласно пункту 3 Положения о предоставлении субсидий одним из условий предоставления субсидий является заключение муниципальным заказчиком договоров о проведении строительного контроля с государственным казенным учреждением Псковской области «Управление капитального строительства».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В целях соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Счетная палата предлагает исключить из перечня условий предоставления субсидий условие о заключении муниципальным заказчиком договора о проведении строительного контроля с государственным казенным учреждением Псковской области «Управление капитального строительства».
В подпункте 1 пункта 4 Положения о предоставлении субсидий одним из критериев отбора муниципальных образований области для предоставления субсидий является «эффективность вложения средств, которая определяется исходя из размера затрат относительно достижения планируемых результатов». В пункте 19 Положения о предоставлении субсидий указано, что «Эффективность использования субсидии Комитет оценивает на основании эффективности вложения средств, которая определяется исходя из размера затрат относительно достижения планируемых результатов и показателей Государственной программы».
Учитывая, что процедура отбора муниципальных образований для предоставления им субсидий из областного бюджета первична, а эффективность вложения бюджетных средств определяется по результатам использования субсидии, то критерий отбора, указанный в подпункте 1 пункта 4, не может являться основанием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий.
Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Псковской области, утвержденными постановлением Администрации области от 30.10.2019 года № 477, установлено, что порядок предоставления субсидий должен содержать (подпункт 6 пункта 8 Правил) перечень результатов использования субсидий, которые должны быть конкретными и измеримыми. Кроме того, в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, результаты использования субсидий предусматриваются по каждому объекту капитального строительства (объекту недвижимого имущества). В Положении о предоставлении субсидий и в Государственной программе отсутствуют результаты использования субсидии, в том числе в разрезе объектов капитального строительства.
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта постановления с учетом замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов.
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведена экспертиза проектов законов Псковской области:
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области»
В проекте закона предусмотрено увеличение размеров социальной поддержки (пособий и выплат) отдельным категориям граждан.
В пояснительной записке к проекту закона указано, что меры социальной поддержки «будут увеличены на 3 процента с 01 января 2020 года».
По результатам экспертизы установлено следующее.
Компенсация за приобретение месячного проездного билета для обучающихся общеобразовательных учреждений из многодетных семей установлена в размере 85 рублей, т.е. увеличена только на 2,4 процента (85 рублей / 83 рубля* 100 процентов).
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона финансовое обеспечение реализации положений проекта закона в 2020 году в объеме 23,9 млн. рублей будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в Законе Псковской области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта закона с учетом замечания.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов.
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Псковской области»
В проекте закона Псковской области предусмотрено уточнить нормы законов Псковской области, регулирующих вопросы доплат к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и находившимся в трудовых отношениях, в целях соблюдения права на сохранение установленных ранее гарантий.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона принятие закона не повлечет увеличения расходов областного бюджета.
Счетная палата обращает внимание, что в представленных к проекту закона документах отсутствует информация о количестве лиц, которым в связи с принятием проекта закона с 01 января 2020 года будет производиться доплата к страховой пенсии, и размерах доплаты.
Таким образом, определить потребность в дополнительных средствах местных бюджетов не представляется возможным. В случае наличия лиц, которым в 2020 году будет производиться доплата к страховой пенсии, возможно потребуются пересмотр в сторону увеличения размера дотаций из областного бюджета местным бюджетам и внесение изменения в закон об областном бюджете.
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта закона с учетом замечания.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Счетной палатой проведена экспертиза проекта закона на соответствие основных параметров областного бюджета требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По результатам экспертизы установлено следующее:
Общий объем доходов областного бюджета на 2020 год увеличивается на 743260 тыс. рублей (за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц на сумму 90331 тыс. рублей и увеличения безвозмездных поступлений на сумму 652929 тыс. рублей) и составит 37 482 909 тыс. рублей.
Общий объем расходов областного бюджета на 2019 год увеличивается на ту же сумму и составит 38 994 129 тыс. рублей.
Дефицит областного бюджета на 2020 год не изменяется, составляет 1511220 тыс. рублей или 6,9% от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует ограничениям, предусмотренным дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Псковской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Псковской области, утвержденными Законом Псковской области от 05.03.2018 № 1847-ОЗ (не более 10%) и требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ (не более 15 %).
Общие объемы доходов и расходов областного бюджета на 2021 год увеличиваются на 2200000 тыс. рублей и составят 36844151 тыс. рублей и 37316090 тыс. рублей, соответственно.
Общие объемы доходов и расходов областного бюджета на 2022 год увеличиваются на 2300000 тыс. рублей и составят 38037007 тыс. рублей и 38718408 тыс. рублей, соответственно.
Размер дефицита областного бюджета на 2021 и 2022 годы не изменяется.
Счетная палата области считает возможным рассмотрение проекта закона с учетом изложенных замечаний.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов.