Экспертно-аналитические мероприятия за апрель 2020 года
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведены экспертизы проектов постановлений Администрации Псковской области:
- «О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Развитие физической культуры и спорта»
По результатам экспертизы проекта постановления Администрации области «Счетной палатой установленоследующее.
Срок реализации Государственной программы продлевается на один год и устанавливается на период 2014-2022 годы.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, увеличивается на 775146,0 тыс. рублей.
Изменение объемов ресурсного обеспечения предусматривается по трем подпрограммам, включенным в состав Государственной программы.
Государственная программа Псковской области «Развитие физической культуры и спорта» за 2019 год приводится в соответствие с законом «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
При этом, объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы (за счет средств федерального и областного бюджетов) на 2020 год больше на 367054 тыс. рублей, на 2021 год – больше на 1503,0 тыс.рублей, на 2022 год больше на 1371,0 тыс.рублей, чем утверждено законом «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции от19.03.2020 года).
Таким образом, Государственная программа не приведена в соответствие с законом о бюджете на 2020 год и плановый период (в редакции от 24.12.2019 года), что нарушает требования п. 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Приложения № 1, 2, 3, 4, 5, 6 к Государственной программе излагаются в новой редакции.
В паспорте Государственной программы количество и наименования целевых индикаторов не соответствует количеству и наименованиям целевых индикаторов Государственной программы в приложении № 1 к проекту постановления «Сведения о целевых индикаторах Государственной программы Псковской области «Развитие физической культуры и спорта».
По тексту проекта постановления имеются редакционные замечания
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Развитие транспортной системы».
По результатам экспертизы проекта постановления Администрации Псковской области Счетной палатой установлено следующее.
В нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ Государственная программа Псковской области «Развитие транспортной системы» не приведена в соответствие с законом о бюджете в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Изменения в Государственную программу вносятся с целью приведения объемов финансирования в соответствие с законом «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и законом «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
При этом, объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы на 2020 год по подпрограмме 2 «Дорожное хозяйство» не соответствует закону «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (в редакции от 19.03.2020 № 2054-ОЗ).
Согласно пояснительной записке финансовое обеспечение на период 2020-2022 годов приводится в соответствие со сводной бюджетной росписью на 23.03.2020 года. Осуществить проверку финансового обеспечения подпрограммы 2 «Дорожное хозяйство» на соответствие сводной бюджетной росписи не представляется возможным.
Проектом постановления в «Положение о порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам городских округов и муниципальных районов из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Дорожное хозяйство» вносятся изменения и дополнения для приведения его в соответствие с Правилами предоставления субсидии, утвержденными постановлением Администрации Псковской области от 30 декабря 2019 г. № 477.
Однако, не учтены требования пунктов 2 и 5 Правил предоставления субсидий, согласно которым предоставление субсидий местным бюджетам предусматривается в соответствии с перечнем субсидий, утверждаемым законом области об областном бюджете. В проекте постановления наименование субсидии не соответствует наименованию субсидии, предусмотренной Перечнем субсидий в законе о бюджете.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения».
По результатам экспертизы проекта постановления Счетной палатой установлено следующее.
В нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ Государственная программа Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения» не приведена в соответствие с законом о бюджете в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
В проекте постановления в наименованиях положений о порядках предоставления и расходования субсидий и по тексту положений наименования субсидий не соответствуют наименованиям, предусмотренным Перечнем субсидий в законе об областном бюджете.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Государственную программу Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности».
По результатам экспертизы проекта постановления Администрации области Счетной палатой установлено следующее.
Срок реализации Государственной программы Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности» продлевается на три года и устанавливается на период 2014-2024 годы.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы на 2014-2024 годы, увеличивается на 2 609 501 тыс. рублей и составит 7 485 182 тыс. рублей. При этом, объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы на 2020 год не соответствует закону о бюджете и превышает на 60 тыс. рублей объем ассигнований, утвержденный законом «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», и на 3908 тыс. рублей превышает объем ассигнований, утвержденный законом о бюджете в первоначальной редакции.
Следует отметить, что в нарушение требования п. 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ Государственная программа не приведена в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
В проекте постановления наименования основных мероприятий не соответствуют наименованию основных мероприятий в законе о бюджете.
Счетная палата обращает внимание на несоответствие значений отдельных показателей ожидаемому результату реализации Государственной программы.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов.
В соответствии с поручением Псковского областного Собрания депутатов проведена экспертиза проектов законов Псковской области:
- «О внесении изменения в статью 1 Закона Псковской области «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения».
По результатам экспертизы «Счетной палатой установлено следующее.
В пояснительной записке к проекту закона указано, что проект разработан в рамках исполнения Указа Губернатора области от 19 марта 2020 г. № 33-УГ «О первоочередных мероприятиях по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)».
Согласно пункту 1 Указа Комитетом по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области должен быть определен перечень отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
В материалах к проекту закона отсутствует информация об отраслях экономики, включенных в Перечень, что не позволяет оценить полноту включения в законопроект видов предпринимательской деятельности, оказавшихся в зоне риска.
Положениями части 5 статьи 4 Закона Псковской области от 28.12.2019 № 2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» установлено, что часть доходов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступающих от территории соответствующего муниципального района (городского округа), является доходом соответствующего бюджета.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона принятие проекта закона не приведет к дополнительным расходам областного бюджета. При этом в пояснительной записке, представленной к законопроекту указано, что прогнозная сумма недопоступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год в областной и местные бюджеты составит около 43,7 млн.рублей.
Счетная палата обращает внимание, что порядок компенсации выпадающих доходов местных бюджетов в материалах к законопроекту не приведен, что приводит к несоблюдению требований статьи 31 Бюджетного кодекса РФ о недопустимости введения в действие в течение текущего финансового года изменений законодательства о налогах и сборах, приводящих к снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы о бюджетах, предусматривающих компенсацию снижения доходов. Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Закон Псковской области «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно на территории Псковской области».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
Законопроектом, внесенным Псковской городской Думой, предусматривается установить с 1 января 2021 года возможность получения гражданами, имеющими трех и более детей, единовременной денежной выплаты в размере 300,0 тыс. рублей взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Предоставление единовременной денежной выплаты предполагается осуществлять путем безналичного перечисления денежных средств организациям или физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законопроектом цели её использования.
Согласно статье 83 Бюджетного кодекса РФ если принимается закон, предусматривающий введение новых видов расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете.
Согласно статье 1 законопроекта порядок предоставления единовременной денежной выплаты устанавливается Администрацией области, источником исполнения нового вида расходных обязательств определен областной бюджет.
В соответствии с пояснительной запиской, представленной к проекту закона, количество семей, имеющих трех и более детей, состоящих в очереди на получение земельных участков в собственность бесплатно, составляет 3838 семей, в том числе в городе Пскове – 1517 семей. Информация приведена по состоянию на 18 февраля 2019 года.
Представленное к законопроекту финансово-экономическое обоснование предполагаемого количества семей, которые могут обратиться за единовременной денежной выплатой, и соответственно, предполагаемой суммой средств на реализацию законопроекта, не содержит.
Счетная палата полагает, что учитывая дефицит земельных ресурсов, пригодных по своим качественным характеристикам для предоставления многодетным семьям под цели строительства, возможное количество семей, желающих воспользоваться единовременной денежной выплатой, может оказаться значительным. Соответственно, представленный проект закона потребует значительных финансовых затрат из областного бюджета в 2021 году.
Счетная палата считает возможным рассмотрение законопроекта при условии, если будут изысканы необходимые бюджетные средства для того, чтобы реализовать в дальнейшем проект этого закона.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О наделении органов местного самоуправления Псковской области отдельными государственными полномочиями по выплате педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
Представленным на заключение законопроектом органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Псковской области передаютсяотдельные государственные полномочия по выплате педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий, согласно статье 3 законопроекта, предусматривается осуществлять за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета на эти цели.
Методикой расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, включенной в состав законопроекта в виде приложения, представлен расчет объема субвенций из областного бюджета бюджету отдельно взятого муниципального района (городского округа).
Пунктом 2.1. статьи 140 Бюджетного кодекса РФ определено, что законы субъекта РФ, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта РФ, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.
При этом, порядок определения общего объема субвенций из областного бюджета и показатели (критерии) его распределения между муниципальными районами (городскими округами) области в представленном на рассмотрение законопроекте не приведены.
Законом «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (в ред. от 19.03.2020 года № 2054-ОЗ) объем субвенций на осуществление государственных полномочий по выплате компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования не утвержден.
Нераспределенный резерв субвенций на образовательный процесс, утвержденный в законе об областном бюджете на 2020 год в сумме 93963 тыс.рублей и на 2021 год в сумме 194539 тыс.рублей, установлен в соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса РФ, определен на основании Методики расчета указанной субвенции, утвержденной Законом Псковской области от 06.02.2015 № 1496-ОЗ «Об определении нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях области и методики расчета субвенций местным бюджетам на обеспечение указанных государственных гарантий», имеет строго целевое направление использования и не может быть израсходован на другие цели.
Таким образом, в целях выделения бюджетных ассигнований на реализацию представленного законопроекта требуется внесение изменений в Закон о бюджете Псковской области от 28.12.2020 года №2040-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О введении в действие на территории Псковской области специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
По результатам экспертизы Счетная палата области замечаний не имеет и считает возможным рассмотрение проекта закона;
- «О внесении изменений в Закон Псковской области «О налоговых льготах на 2020 год».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
Проект закона Псковской области устанавливает дополнительные льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Принятие проекта закона влечет необходимость внесения изменений в закон Псковской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с целью уточнения поступлений по налоговым доходам с учетом выпадающих доходов областного бюджета от предоставляемых дополнительных налоговых льгот.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Счетной палатой проведена экспертиза проекта Закона на соответствие основных параметров областного бюджета требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Общий объем доходов областного бюджета на 2020 год увеличивается за счет увеличения безвозмездных поступлений на сумму 2 389 700 тыс. рублей и составит 39872 609 тыс. рублей.
Общий объем расходов областного бюджета на 2020 год увеличивается на сумму 3 685 465 и составит 42679 594тыс. рублей.
Дефицит областного бюджета на 2020 год увеличивается на 1 295 765 тыс. рублей и составит 12,9% от суммы доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ (не более 15 %), но превышает ограничения, предусмотренные дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Псковской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Псковской области, утвержденными Законом Псковской области от 05.03.2018 № 1847-ОЗ (не более 10%).
Верхний предел государственного внутреннего долга области устанавливается на 01 января 2021 года, на 01 января 2022 года и на 01 января 2023 года в сумме 18695705 тыс. рублей, что не соответствует ограничениям, предусмотренным дополнительными соглашениями, утвержденными Законом Псковской области от 05.03.2018 года №1847-ОЗ (не более 78%, 72%, 61%).
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О внесении изменений в статью 2 Закона Псковской области «О патентной системе налогообложения».
По результатам экспертизы Счетной палатой установлено следующее.
В проекте закона Псковской области предлагается уменьшить на 90 процентов потенциально возможный годовой доход для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях экономики.
В пояснительной записке к проекту закона указано, что проект разработан в рамках исполнения Указа Губернатора области от 19 марта 2020 г. № 33-УГ «О первоочередных мероприятиях по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)».
Согласно пункту 1 Указа Комитетом по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области должен быть определен перечень отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
В материалах к проекту закона отсутствует информация об отраслях экономики, включенных в Перечень, что не позволяет оценить полноту включения в проект закона видов предпринимательской деятельности, оказавшихся в зоне риска, для оказания поддержки индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона принятие проекта закона не приведет к дополнительным расходам областного бюджета. При этом в пояснительной записке к проекту закона указано, что прогнозная сумма налога, которая не поступит в местные бюджеты в 2020 году в результате снижения потенциально возможного годового дохода, составит около 1,3 млн. рублей.
Счетная палата обращает внимание, что в материалах к проекту закона не указан порядок компенсации выпадающих доходов местных бюджетов, и не соблюдаются требования статьи 31 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой недопустимо введение в действие в течение текущего финансового года изменений законодательства, приводящих к снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в закон о бюджете, предусматривающих компенсацию снижения доходов.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов;
- «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».
По результатам экспертизы проекта закона Счетная палата области замечаний не имеет и считает возможным рассмотрение проекта закона.
Заключение Счетной палаты направлено в Псковское областное Собрание депутатов.