Анализ исполнения областного бюджета за первое полугодие 2022 года
ОТЧЕТ
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ исполнения областного бюджета за первое полугодие 2022 года»
1.Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия:
пункт 5.1 плана работы Счетной палаты Псковской области на 2022 год.
2.Предмет экспертно-аналитического мероприятия: исполнение областного бюджета.
3. Цель (цели) экспертно-аналитического мероприятия:
3.1 Анализ поступлений доходов областного бюджета.
3.2 Анализ кассового исполнения расходов областного бюджета.
3.3 Анализ реализации государственных программ Псковской области.
3.4 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
3.5 Анализ источников финансирования дефицита областного бюджета и состояния государственного внутреннего долга Псковской области.
4. Объект (объекты) экспертно-аналитического мероприятия:
Комитет по финансам Псковской области
5. Исследуемый период: первое полугодие 2022 года
6. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: с 25 августа по 08 сентября 2022 года.
7. Результаты экспертно-аналитического мероприятия: проведён анализ исполнения областного бюджета за первое полугодие 2022 года на основании квартальной бюджетной отчётности об исполнении областного бюджета по состоянию на 1 июля 2022 года, а также на основании документов и материалов, предоставленных Комитетом по финансам Псковской области. По результатам анализа подготовлено заключение.
8. Выводы:
Плановые показатели по доходам в отчёте об исполнении бюджета в сумме 50569,7 млн. рублей соответствуют показателям Закона Псковской области от 29.12.2021 № 2233-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в редакции от 06.05.2022 года (далее – закон о бюджете) и утверждённым годовым назначениям кассового плана.
Поступление доходов на 01.07.2022 года составило 45,2% к годовому плану, 112,8% к уровню первого полугодия 2021 года.
В структуре доходов областного бюджета удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 54,3%, безвозмездные поступления – 45,7%. Показатели кассового плана по доходам областного бюджета исполнены на 100,2%, в том числе: по налоговым и неналоговым доходам исполнение кассового плана составило 99,4%.
Областной бюджет на 1 июля 2022 года исполнен с дефицитом в сумме 324,9 млн. рублей. Размер дефицита областного бюджета составил 1,2 процента к объёму доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений, что не превышает ограничение дефицита бюджета, установленное пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (15 процентов).
Плановые показатели по расходам в отчёте об исполнении бюджета в сумме 56611,6 млн. рублей превышают на 1817,5 млн. рублей утверждённый законом о бюджете общий объем расходов областного бюджета в сумме 54794,1 млн. рублей. Показатели сводной бюджетной росписи по расходам не соответствуют показателям закона о бюджете. В первом полугодии 2022 года расходы областного бюджета увеличены на 1817,5 млн. рублей на основании внесения изменений, предусмотренных абзацем 8 пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (получение уведомления о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение).
Расходы областного бюджета на 1 июля 2022 года исполнены в сумме 23189,0 млн. рублей или на 41,0% к уточнённому плану. Показатели кассового плана по расходам областного бюджета исполнены на 100%.
За первое полугодие 2022 года бюджетные ассигнования на публичные нормативные обязательства исполнены в сумме 2494,5 млн. рублей (51,3% к уточненным назначениям).
Согласно пункту 5 статьи 7 закона о бюджете объем бюджетных ассигнований дорожного фонда (расходы) на 2022 год утверждён в сумме 11483,9 млн. рублей. По данным сводной бюджетной росписи бюджетные ассигнования дорожного фонда увеличены сверх объёмов, утверждённых в законе о бюджете, на 1260,0 млн. рублей на основании абзаца 8 п.3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ (получение уведомления о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности и на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства) и составили по состоянию на 01.07.2022 года 12743,9 млн. рублей.
Уточнённые назначения по источникам формирования дорожного фонда (доходы), установленные пунктом 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ, составили по состоянию на 01.07.2022 года 11483,9 млн. рублей.
Увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на сумму неиспользованных в 2021 году бюджетных ассигнований дорожного фонда в объёме 146,5 млн. рублей за первое полугодие 2022 года произведено не было, что нарушает требования пункта 4 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ и части 3 Закона Псковской области от 03.11.2011 года № 1107-ОЗ «О дорожном фонде Псковской области».
Доходы дорожного фонда на 1 июля 2022 года поступили в сумме 4082,2 млн. рублей (35,5% от уточнённого плана).
Расходы дорожного фонда в первом полугодии 2022 года исполнены в сумме 3067,2 млн. рублей (24,1% от уточнённого плана).
Размер резервного фонда на 2022 год в законе о бюджете утверждён в сумме 593,0 млн. рублей, в том числе резервный фонд Правительства Псковской области в сумме 528,0 млн. рублей, Резервный фонд Правительства Псковской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в сумме 65,0 млн. рублей.
Согласно сводной бюджетной росписи на 01.07.2022 года размер резервных фондов составил 558,6 млн. рублей или на 34,4 млн. рублей меньше, чем утверждено в законе о бюджете, в том числе резервный фонд Правительства Псковской области – 493,6 млн. рублей, резервный фонд Правительства Псковской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 65,0 млн. рублей.
Согласно пояснениям Комитета по финансам Псковской области в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ до внесения изменений в закон о бюджете:
уменьшен резервный фонд Правительства Псковской области на сумму 13,0 млн. рублей для предоставления субсидии на развитие институтов территориального общественного самоуправления и поддержку проектов местных инициатив;
уменьшен резервный фонд Правительства Псковской области на сумму 5,0 млн. рублей для увеличения бюджетных ассигнований Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области для приобретения в собственность области жилых помещений для врачей-специалистов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Администрации области от 18.03.2022 № 84 «О дополнительных основаниях для внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета в 2022 году» без внесения изменений в закон в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики:
уменьшен резервный фонд Администрации Псковской области на сумму 9,4 млн. рублей для увеличения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в рамках основного мероприятия «Развитие сети организаций общего, дополнительного и профессионального образования детей в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН»;
уменьшен резервный фонд Администрации Псковской области на сумму 6,9 млн. рублей для выделения дополнительных ассигнований на технологическое присоединение к инженерным сетям объекта «Строительство школы на 525 мест в г. Пскове, ул. Киселева». Расходы в первом квартале 2021 года из резервного фонда Администрации области составили 60,4 млн. рублей или 13,9 процента.
Расходы в первом полугодии 2022 года из резервного фонда Правительства Псковской области составили 155,2 млн. рублей или 31,4%.
Уточнённые бюджетные назначения по расходам на государственные программы составили 53893,8 млн. рублей. Освоено в первом полугодии 2022 года 22205,0 млн. рублей (41,2% от годового плана).
По состоянию на 01.07.2022 года дебиторская задолженность составила 69732,2 млн. рублей. По сравнению с началом года дебиторская задолженность увеличилась на 4981,7 млн. рублей, просроченная задолженность уменьшилась на 78,4 млн. рублей.
Кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2022 года составила 3491,7 млн. рублей. По сравнению с началом года кредиторская задолженность по счету 20500 «Расчёты по доходам» увеличилась на 115,7 млн. рублей, по счету 30200 «Расчёты по принятым обязательствам» задолженность увеличилась на 985,1 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года кредиторская задолженность увеличилась на 463,1 млн. рублей. Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2022 года составила 16,3 млн. рублей, в том числе по счету 30200 - 0,5 млн. рублей, по счету 30300 – 15,8 млн. рублей.
Объем государственного внутреннего долга Псковской области (далее – государственный долг области) по состоянию на 01.07.2022 года составил 19325,6 млн. рублей, что не превышает общий объем доходов бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений, утверждённый законом о бюджете (25909,4 млн. рублей), и соответствует требованиям п.4 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ. По сравнению с началом года государственный долг области по состоянию на 01.07.2022 года уменьшился на 1822,1 млн. рублей или на 8,6%.
В 1 полугодии 2022 года:
- привлечено бюджетных кредитов на сумму 7335,8 млн. рублей, погашено бюджетных кредитов на сумму 282,3 млн. рублей;
- погашено коммерческих кредитов на сумму 8875,6 млн. рублей. Привлечения кредитов от кредитных организаций в 1 полугодии 2022 года не производилось.
Расходы на обслуживание государственного долга области по состоянию на 01.07.2022 года составили 338,4 млн. рублей (50,7% от утверждённых бюджетных ассигнований на 2022 год – 667,0 млн. рублей) и по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (454,2 млн. рублей) уменьшились на 115,8 млн. рублей.
В 1 полугодии 2022 года бюджетные кредиты из областного бюджета местным бюджетам предоставлены в сумме 1,0 млн. рублей. Местными бюджетами погашено бюджетных кредитов на общую сумму 1,4 млн. рублей (2,9% годового плана).
9. Предложения (рекомендации):
9.1. Направить информацию о результатах анализа исполнения областного бюджета за первое полугодие 2022 года председателю Псковского областного Собрания депутатов и Губернатору Псковской области.